Фрагмент для ознакомления
2
2.1. Организация констатирующего этапа исследования
Для проверки сделанных предположений, решения поставленных задач нами был проведен констатирующий этап исследования.
Научно-исследовательская база-МБОУ СОШ №
В эксперименте приняли участие три ученика 2-го класса.
Обследование речи детей проводилось с использованием наглядного материала.
При изучении понимания речи, пассивной лексики детям были предложены следующие задания:
При изучении понимания номинативной стороны речи детям были даны следующие задания::
отображение именованных элементов;
распознавание предметов по описанию;
предъяв представление "конфликтующих" образов (слов с близким звуком);
понимание действий, изображенных на картинках (ребенок должен показать картинку, о которой говорит логопед);
понимание понимание слов, обозначающих знаки (логопед предлагает сравнить предметные картинки; показать, где круглый стол, а где прямоугольный; показать, где спящий ребенок, а где бодрствующий;
открыть, слегка приоткрыть;
вырезать, надрезать);
понимание понимание пространственных наречий.
Поднимите руки вверх, разведите их в стороны и т. д. То
опрос понимания предложений включал в себя следующие задачи:
выполнение выполнение нескольких действий в одной инструкции, представленной на слух в предложениях различной сложности;
понимание инверсионных структур;
выберите слово, которое лучше всего подходит по смыслу;
исправьте предложение;
понимание понимание сравнительных конструкций (какое из двух предложений является правильным);
выберите правильное предложение;
закончите предложение.
Исследование понимания грамматических форм состояло из следующих разделов:
понимание логических и грамматических отношений, предложений, выраженных предлогами, падежных окончаний существительных, форм единственного и множественного числа, числа прилагательных, рода прилагательных, глаголов единственного и множественного числа, мужских и женских форм прошедших глаголов, префиксных изменений глагольных форм, глаголов совершенного и несовершенного вида, залоговых отношений.
Для изучения активного словаря были использованы следующие методы:
1. Изучение предметного словаря:
- наименование предметов, показанных на представленных рисунках;
- самостоятельное дополнение тематического ряда;
- присвоение наименования элементу на основе его описания;
- давать имена детенышам животных;
- поиск общих имен;
- называние обобщенных слов группой однородных объектов.
2. Именование атрибутов объектов.
3. Названия действий людей и животных:
- по профессии;
- то, как он двигается;
- кто как кричит;
- повседневные действия.
4. Название времен года, их последовательность, знаки.
5. Подбор слов с противоположным смыслом к словам.
6. Подбор синонимов для слов.
7. Сопоставление однокоренных слов со словами.
Исследование грамматического строя речи проводилось на следующем материале:
1. Создание предложений для сюжетной картинки и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов в сложных предложениях.
2. Составление предложений по опорным словам.
3. Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке.
4. Замена отсутствующего предлога в предложении.
5. Пересказ текста после прослушивания сообщения: знакомый текст; незнакомый текст.
6. Рассказ из собственного опыта: о любимых игрушках, книге, животном, празднике.
7. Флексия: употребление существительных единственного и множественного числа в разных падежах; образование родительных форм множественного числа существительных; преобразование существительных единственного числа во множественное число по инструкции; употребление предлогов;
8. Словообразование: образование уменьшительной формы существительного; образование прилагательных от существительных; образование сложных слов.
Результаты, полученные в ходе логопедического обследования, оценивались в качественном и количественном аспектах по шкале от 1 до 5, где
5-выполняется без отклонений,
4-имеются незначительные отклонения в исполнении некоторых образцов,
3 — имеются незначительные отклонения в исполнении всех образцов,
2-имеются грубые отклонения в производительности некоторых образцов,
1 — имеются грубые отклонения в выполнении всех проб (или не завершена проба).
Приведем описание обследованных детей.
Характеристика Маргариты, 8 лет.
Остаточная энцефалопатия, компенсированный гидроцефальный синдром, нижний спастический парапарез, конвергентное косоглазие, амблиопия, ЗПР.